пятница, 27 июля 2012 г.

Трудные вопросы лечения алкоголизма и наркомании


Главное препятствие, с которым сталкиваются родственники зависимого члена семьи (алкоголик это или наркоман) состоит в его нежелании признавать себя зависимым. Он так и говорит: «Я не алкоголик!.. я пью, когда хочу… Если захочу, могу и не пить…».
Но слова остаются словами, а поступки говорят о другом. Поступки говорят, что проблемы с употреблением есть и так уже много лет: количество алкогольных дней растет, доза увеличивается, на улице случаются регулярные конфликты и задержания, на работе начинают угрожать увольнением, появляются проблемы с законом… Все близкие от этого устали… Идут годы, ситуация не меняется. Только усугубляется. Усугубляется и здоровье всех членов семьи. Но вместо реальных действий по изменению, остаются только обещания: «скоро скоро перестану…».                     

Такое положение дел в семье расстраивает всех. Основное состояние при этом: чувство бессилия, отчаяния, ежедневное ощущение безысходности. Потому очень скоро родственники зависимого, либо переходят в состояние пассивного ожидания, ожидания помощи извне, внезапного чуда («Прилетит вдруг волшебник…»), которое, на их взгляд, обязательно должно случиться, вмешаться, чтобы остановить тот трагический сценарий, по которому давно разыгрывается семейная драма; либо же берут себя в руки и начинают активно действовать, решать проблему, достигшую остроты невыносимой боли, ищут специальной помощи.

Что же в поисках специальной помощи зависимым они могут найти?.. Что им может предложить мир профессиональной помощи в тех случаях, когда зависимый член семьи ОТКАЗЫВАЕТСЯ?.. Когда он отказывается не только от лечения, но даже от того, чтобы признать свои отношения с алкоголем или наркотиками, проблемными?.. Как можно ответить на больной вопрос: как помочь тому, кто не хочет, чтобы ему помогали?..

Разберем  наиболее известные случаи и подходы.

Если мы возьмем обычную газету с набором объявлений о «лечении алкоголизма», то очень скоро убедимся, что помощь в этих случаях предлагается только ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: САМ ПЬЮЩИЙ должен быть согласен пройти противоалкогольное лечение.

Нередко бывает и так, что невероятными усилиями родственники добиваются согласия зависимого на прохождение лечения, как минимум — на визит к лечащему специалисту. В итоге, попав в кабинет на прием, они скоро обнаружат, что всех этих усилий было недостаточно. Лечащий специалист при знакомстве обязательно спросит зависимого о мотивах лечения, — и в этом специалист, конечно, будет прав. На вопрос о мотивах лечения зависимый, часто принужденный угрозами жены или матери к прекращению употребления, честно скажет, что сам лечиться НЕ ЖЕЛАЕТ: «…это они хотят, чтобы я бросил… я не хочу… мне это не нужно… им нужно… пусть они и лечатся…». На этом визит обычно заканчивается, а семейная драма под названием «Я живу с алкоголиком» продолжается…

Итак, первый вариант и наиболее распространенный подход к лечению зависимого без его желания состоит в том, что для начала лечения необходимо, чтобы человек САМ захотел лечиться.

Другой вариант решения это проблемы может предложить сообщество «Анонимных Созависимых» (АС). Движение «Анонимных Созависимых» существует как западная традиция осмысления проблемы отношений к зависимому члену семьи. В чем же заключается эта традиция?..

Ключевая рекомендация Анонимных Созависимых заключается в том, что родственникам и близким нужно «отпустить» или «отстраниться» от зависимого члена семьи, поведение которого стало неуправляемым и перед которым «мы признали свое бессилие».

Отстраниться, значит, перестать контролировать пьющего или употребляющего наркотики. Отстраниться, значит перестать навязывать помощь, в которой он пока не нуждается. Отпустить, значит позволить ему принять на себя все негативные последствия его алкогольного/наркотического поведения. Отпустить или отстраниться, значит ждать, когда опустившись на дно жизни, он САМ попросит о помощи.

Такова в целом ключевая рекомендация Анонимных Созависимых. Но зададимся вопросом: есть ли у нас время ждать, когда алкоголик/наркоман САМ попросит о помощи? Станем ли мы ждать, когда алкоголик/наркоман пройдет подвалы, тюрьмы, станет инвалидом?..

Действительно, когда он «опустится на дно жизни»: поживет на улице, поночует в подвалах, столкнется с законом, побывает в тюрьме, на зоне, когда побывает на грани жизни и смерти, он, правда, многое поймет, после чего, конечно, уже быстрее согласится на лечение или реабилитацию. Но к лечению или реабилитационному центру он, в этом случае, придет уже «развалиной». Развалиной во всех смыслах.

Итак, второй вариант, второй наиболее известный подход к лечению зависимого без его желания состоит в том, что для начала лечения необходимо ОТСТРАНИТЬСЯ, чтобы через прожитую боль, через «дно жизни», зависимый бы сам начал искать помощи.

Следуем дальше. Как же все-таки помогать тому, кто не хочет, чтобы помогали, при том, что времени на ожидание того, когда он САМ даст согласие нет?.. В 20 веке на этот вопрос ответил выдающийся американский врач Вернон Джонсон. В 1962 году он провел исследование 200 больных алкоголизмом, успешно прошедших лечение. Исследование показало, что их желание лечиться было вызвано предшествующим кризисом в жизни: потеря работы, утрата семьи, серьезный подрыв здоровья. Жизненный кризис поставил их перед острым выбором, требующего однозначного и бескомпромиссного ответа на вопрос: лечиться или погибать?.. Рассуждая далее, доктор Джонсон пришел к выводу, что незачем дожидаться, пока больной алкоголизмом САМ поставит себя на грань жизни и смерти, что может быть уже непоправимо. Джонсон сделал парадоксальный вывод: кризис можно создавать сознательно, чтобы использовать его для неотложного лечения.

Метод, предлагаемый Джонсоном, заключается в организованном давлении на зависимого человека с тем, чтобы он дал согласие на лечение безотлагательно, «здесь и сейчас». Успех достигается благодаря одномоментной и групповой (не менее 3-х человек)
бомбардировке зависимого члена семьи, что не оставляет ему возможности «отвертеться» или отложить обсуждение вопроса о лечении на завтра или несбыточное потом.

Не будем приводить полное описание «системного вмешательства», разработанного нашим западным коллегой; тем, кто хочет лучше ознакомиться с предлагаемой методикой, рекомендуем обратиться к первоисточнику, брошюре Вернона Джонсона: «Как заставить алкоголика или наркомана лечиться»; (брошюра выложена в свободном доступе в сети Интернет).

Скажем лишь, что за время нашей работы мы ни разу так и не применили этот метод для пациентов, несмотря на то, что и проводили обучающие семинары по технологии Джонсона: «Как заставить алкоголика или наркомана лечиться».

Три года назад мы познакомились с брошюрой под названием: «Самосовершенствование методов лечения алкоголизма без желания пациента», под авторством, неизвестного нам на тот момент специалиста, Зайцева С. Н.. Автор описывал метод, который учел все недостатки выше описанных способов решения и предлагал качественно новый подход.

Опыт свидетельствует о том, что только 1 из 10 больных алкоголизмом признают себя «алкоголиками»  и выражают готовность к лечению, остальные же продолжают употребление. Чтобы остановить и этих девять, автор метода предлагает воздействовать на них с двух сторон: с одной — профессиональное воздействие специалиста, с другой – организованное противодействие семьи.

Чтобы убедить зависимого человека в необходимости пройти лечение, надо преодолеть отрицание им своего болезненного поведения. Грубо говоря, убедить его в том, что он болен в то время, как он сам считает себя здоровым. Что и пробуют сделать родственники зависимого, когда пытаются лечить алкоголизм в домашних условиях, используя уговоры : «ну ты посмотри, на кого ты стал похож…», слезы: «посмотри до чего нас довел…», шантаж: «будешь пить, я от тебя уйду…» и так далее. Жизнь показывает, что такое психологическое воздействие в лечении помогает мало.

Гораздо больший эффект достигается в случае, если зависимого переубеждает специалист по зависимостям. Как это конкретно делается?

Ключевым способом преодоления отрицания зависимым своей болезни (алкоголизм, наркомания или игромания) является специально организованная беседа. Содержание беседы — факты, факты, факты. Демонстрация больному множества фактов, свидетельствующих о том, что его отношения с алкоголем или наркотиками давно уже перестали быть просто вредной привычкой. Беседа при этом представляет собой не нравоучение, не очередную лекцию о вреде алкоголя, а развернутой иллюстрацией того, как «алкоголизм исказил именно Вашу жизнь». На примерах из СВОЕЙ жизни пациент наблюдает, как важнейшие сферы его жизни: работа, семья, здоровье, отношения со временем опустошались пока, наконец, не стали источником боли, стыда и мучений.

Если человеку попытаться что-то объяснить на одном примере, он может не понять. Однако, если мы добавим еще пару примеров, шансы на взаимопонимание существенно вырастут. А что если этих примеров будет два или три десятка?..

В беседе с зависимым, который не желает лечиться, потому что не видит своей болезни, специалист использует более 20 иллюстраций, показывающих мнимому здоровому реальное положение его дел. Причем, эти иллюстрации не используют медицинские образы: «цирроз печени», «разрыв слизистой оболочки желудка»,  «бычье сердце» и т.д.. Как показывает практика это не оказывает должного эффекта, поскольку пациент просто НЕ видит, не наблюдает свои внутренние органы. Поэтому в общении зависимым, для преодоления его отрицания, используются наглядные примеры и образы, которые понятны зависимому и которые он может увидеть в своей жизни. Например, любой пьющий может оценить свою «первичную опьянящую дозу» (сколько Вам нужно выпить, чтобы почувствовать первые признаки опьянения?); «максимальную суточную дозу» (сколько максимум за одни сутки Вы можете выпить спиртного?); «количество дней в запое?», «бывают ли агрессивные реакции на фоне опьянения?»; «бывает ли так, что во время опьянения что-то говорите или делаете, о чем потом приходится сожалеть?» и т.д..

В целом, в беседе излагается более 20 признаков развития алкоголизации, ясно и достоверно свидетельствующих о развитии зависимого поведения. Беседа требует не менее трех часов и прямым результатом такого вмешательства бывает безотлагательное решение о лечении алкоголизма. В нашей практике были случаи, когда зависимые, отказывающиеся от ЛЮБОЙ помощи, не признающие проблем в отношениях с алкоголем, имеющие стаж употребления более 10 лет, принимали решение о лечении сразу после завершения такой беседы. Таким образом, экономились месяцы и годы времени, которые могли бы уйти на погружение в жизненный кризис: травмы, разводы, суды, больницы и т.д.

Еще раз о главном: зависимый не хочет лечиться, потому что отрицает свою зависимость – чтобы преодолеть отрицание необходимо преподнести такой объем информации, сопротивляться которому зависимый не сможет. И, как следствие, признает свою болезнь, примет решение о лечении, - сразу, либо отложено.

Другой способ воздействия на зависимого, уклоняющегося от лечения заключается в правильном противодействии семьи. Об этом мы поговорим в следующей статье.


Священник Родион Петриков (психолог)

Комментариев нет:

Отправить комментарий