XXI век принес много нового во всех
сферах бытия… Но начнем с ХХ.
В начале 90-х
я поступил на работу инструктором техучебы в одну компанию вблизи города
Вустер, шт. Массачузеттс. Буквально на второй-третий день моей работы там состоялось
крупное совещание; в частности, один из докладов был посвящен новой в то время
технологии звукового сопровождения для текста и диаграмм на экране компьютера. Я
счел возможным подняться и спросить: чем обусловлена необходимость такого нововведения?
– Ответ был весьма уклончивым и расплывчатым, а в перерыве мой начальник мягко
пожурил меня: «Ну как же вы не понимаете? Люди-то нынче читать не умеют…
И
действительно. В те же годы радикальный (чтобы не сказать хуже) негритянский
политик Луис Фарра-Хан, обвиняя белую расу в злостных кознях против черной
(обоснованно или нет – другой вопрос) заметил с горечью: «Когда я ребенком ходил в школу в Бостоне,
даже самый тупой негритянский парень умел читать и писать!» - В ответ ему
знающие люди заметили, что нынче белые парни движутся ровно в том же
направлении, что и черные, разве что чуть медленнее.
С тех пор
прошло 20 лет, и по обе стороны Атлантики (а также и прочих океанов) указанная
тенденция ни в коей мере не сошла на нет, а напротив, распространилась и закрепилась…
И что же из этого следует для христианского сознания, помимо очевидной необходимости
сохранения культуры и совершенствования школы? – Ровно ничего.
Да, в прошлом
люди были умнее, во всяком случае «в среднем» - насколько правомерно и вообще
возможно такое «усреднение». Уровень
внимания, памяти, сосредоточенности, способности и интереса к интеллектуальному
усилию – опять же «в среднем» - неуклонно падает. Любой литературный источник
прошлого, от бесед свт. Иоанна Златоуста до развлекательных романов, говорит об
этом с полной ясностью.
Одну из лучших
своих лекций проф. протодиакон Андрей Кураев завершил знаменитым тезисом:
«Церкви дураки не нужны». В ответ на это В.Р. Легойда нашел нужным поправить маститого
проповедника: дескать, Господь Иисус Христос пришел в этот мир и принял смерь
не только ради умных… А может статься, и не столько ради них: «Не здоровым
потребен врач, но больным».
На планете 7
миллиардов человек; приблизительно столько же, или чуть меньше, отошло в иной
мир с тех пор, как люди стали умирать. И нет среди всего этого множества двух
одинаковых, в том числе по умственным способностям. Гордиться своим умом, своей
интеллектуальной силой, столь же безумно (сиречь глупо), как и силой физической,
и вообще чем бы то ни было из собственных качеств. А раз глупо – то и безбожно.
Рассуждения о
том, нужны или не нужны Церкви люди с теми или иными умственным способностями
уводят на прочь от православного понимания Единой Святой Соборной и
Апостольской Церкви. А обратно к такому пониманию ведет нас противоположный
вопрос: что может сделать Церковь для наших современников и соплеменников, отягощенных
теми или иными слабостями, недостатками и грехами?...
Подумав об
этом, мы обнаружим, что подобная задача всегда стояла перед церковным
сознанием: достаточно вспомнить апостольские послания или любые серьезные
святоотеческие труды. Снобизм, заносчивость, высокомерие напрочь чужды
Православию. «Слово ваше да будет всегда
с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому», -
напоминает нам св. апостол Павел, и он же подводит итог: «…Я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как
Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести
подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона
пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для
немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем,
чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Этих
апостольских слов вполне достаточно для того, чтобы сформировать наше отношение
к так называемому «клиповому сознанию» наших современников, к патологической
неспособности сконцентрироваться на определенной цели в течение длительного
времени, сохранить интерес и внимание к
предмету исследования. Что поделаешь: будем «как немощные для немощных»;
потрудимся ради братьев и сестер, научимся говорить и писать так, чтобы наши
слова, ни на миллиметр не уклонившись от Христовой истины, от наследия Его
Святой Церкви, тем не менее были услышаны, поняты, восприняты нашими
современниками как руководство к действию.
И заметьте,
как нередко бывает: не было бы счастья, да несчастье помогло. Жесткие
требования к слову, которые выдвигает XXI век со всеми своими человеческими
слабостями, стали испытанием, неким экзаменом, очень нужным для всех тех, и
духовенства, и мирян, кто трудится на ниве православной миссии (то есть для
всех нас!) Приснопамятный Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании 2004 года
сделал такое отрезвляющее предупреждение: «…Если
мы не можем профессионально работать в журналистике, то лучше ею не заниматься;
если мы не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, то лучше
не соглашаться на приглашения в них участвовать; если наши высказывания во
время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать. Мы
должны всегда помнить слова Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут
люди, дадут они ответ в день суда».
иеромонах Макарий (Маркиш) для журнала "Истина"
Комментариев нет:
Отправить комментарий