понедельник, 14 января 2013 г.

Священник Тигрий Хачатрян: Схимитрополит Ювеналий и его таинственный спутник

13 января схимитрополит Ювеналий (Тарасов) отошел ко Господу. Воспоминаниями о почившем делится священник Тигрий Хачатрян, помощник по научной работе проректора по учебной работе Курской православной духовной семинарии.

Мне кажется, что если систематизировать одни мои воспоминания о схимитрополите Ювеналии, о том, чем он делился со мной, у нас появится второй том книги «Несвятые святые». А таких воспоминаний и людей, их хранящих, — немало!

В канун погребения почившего архипастыря я хочу поделиться одним воспоминанием, имеющим ярко выраженную мистическую подоплеку. Владыка Ювеналий никогда не отличался особой склонностью к мистицизму, но всегда отчетливо видел действие Промысла Божия, там, где он очевидно присутствовал.

Летом 2000 года я стал выпускником Курской духовной семинарии, был назначен преподавателем Догматического богословия и направлен на обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию. Уже 5 лет я был первым иподиаконом владыки схимитрополита. Это был непростой период моей жизни в личном плане. Нахлынувшие чувства повели меня в покои митрополита. Я изложил кратко суть своих проблем, и услышал от владыки: «А теперь послушай мою историю»!

Я заранее предупреждаю читателей, что в дальнейшем разговор пойдет о личной жизни владыки, но не я один знаю эти факты, и владыка не просил скрывать эту и другие истории от тех, кому она может принести духовную пользу!

Сегодня эти истории как драгоценный жемчуг должны пополнить житийную сокровищницу подвижников XX века.
В далекие 50-60-е, когда Церковь переживала вторую после сталинской волну гонений, священник Спиридон Тарасов (будущий схимитрополит Ювеналий) по своему ревностному служению явно не укладывался в советскую картину коммунистического рая, которая исключала само существование Церкви с ее служителями.
Исчерпав все внешние ресурсы усмирения простого священника, власти пошли испытанным путем и решили использовать самые коварные рычаги морального давления на о. Спиридона. Его супругу стали склонять к разводу, используя самые разные аргументы…
Кульминацией семейной драмы, а точнее трагедии стал уход из дома жены и матери двух детей. НЕ нам судить ее поступок, и смысл истории не в самом уходе жены от мужа, а в том, как Господь УКРЕПЛЯЛ СВОЕГО верного раба в самых тяжелых испытаниях.
О. Спиридон собирался на сессию в Московскую духовную академию в тяжелых переживаниях, предчувствуя уход жены, и вся атмосфера семейной жизни была накалена до предела. Сдав сессию, священник торопился домой, и сев на ближайшую электричку, забыл обо всем, кроме дома. Совершенно неожиданно прямо напротив него сел человек, и стал довольно громко (так, что можно было услышать всем желающим) рассказывать историю жизни… одного священника.
Он рассказывал горячо и увлекательно, так, что люди с большим интересом слушали эту историю, хотя рассказ был не о результатах социалистического соревнования или выполненном плане на пятилетку, а о простом… священнике и его семье. Рассказчик иногда прерывался и говорил о страданиях священника, о переживаниях, о его честном и бескорыстном служении Церкви.
В какой-то момент отца Спиридона осенило, что ведь этот человек, которого он видит в первый раз и даже не знает его имени, в мельчайших подробностях рассказывает про него и его семейную драму!!! Батюшка онемел, а рассказчик уже повествовал о событиях, которые произошли дома в его отсутствие. Из этой истории он узнал, что жена ушла…
Очнувшись на Ярославском вокзале под глубоким впечатлением, о. Спиридон направился к выходу из вагона, но неожиданно был остановлен загадочным рассказчиком. Тот обратился к батюшке и сказал с улыбкой: «Мы с Вами как в море корабли встретились, как в море корабли расходимся», — и исчез. Когда о. Спиридон вошел в ограду дома, выбежал сын Миша и закричал: «Мама ушла!»
Эта история исцелила мое сердце, я помню слезы неизвестно откуда пришедшего утешения, которые мне были так нужны, и с которыми я летел из покоев владыки как на крыльях. А биография владыки Ювеналия, как мне показалось, была неисчерпаемым кладезем лекарств ото всех душевных страданий!

1 комментарий: