пятница, 20 июля 2012 г.

Что такое Церковь?



С древнейших времён человечество стремилось объединиться в одно целое. Ещё Аристотель назвал человека «животным общественным», потому что человеку свойственно общаться с окружающими его людьми, а общение соединяет людей. 

Так появился в глубокой древности институт семьи, так появились древнейшие государства. Но основания для того или иного объединения были различны. Ведь людей можно объединять и для того, чтобы поработить соседнее государство, например. На протяжении всей истории человечество искало такое объединение, которое принесло бы ему счастье. 

Церковь по своей форме есть именно такое объединение людей. Слово «церковь» происходит от греческого слова κυριακή, что значит «господень», и говорит нам уже не о формальном основании этого общества, но о его сущности. Сущность истинной Церкви, в том, что она – Господня. Что это значит? В Евангелии Христос говорит, что Он созидает Церковь на камне веры, приводя в пример веру апостола Петра. Но вера бывает разная. Поэтому и общества бывают разные. Что такое вера? Это  всегда определённое устремление к идеалу. Идеал никак физически не явлен, его даже и вовсе может не быть в этом мире, но именно идеал задаёт направление всей жизни человека. Именно поэтому общество может развиваться гармонично только тогда, когда идеалы этого общества сами по себе гармоничны и призывают к гармонии.

Каковы идеалы христианского сообщества? Накормить голодного, напоить жаждущего, помочь нуждающемуся – это те самые общечеловеческие ценности, которые сегодня представляются и в идеологии светских демократических обществ. Но каковы их идеальные основания? Для светского общества нет духовного мира, нет «иного бытия начала». Так ради чего кормить голодного? Бердяев однажды сказал, что настоящая свобода обретается там, где цели полагаются вне мира вещей, т.е. в вечности. Потому что любые земные цели могут быть уничтожены земными же обстоятельствами, а цели вечные ничем уничтожиться не могут. Так вот – в каком обществе читатель может найти цели и идеалы более возвышенные, чем в Церкви Христовой? Идеал соединения божественной природы и человеческой? Идеал любви даже к врагам? Идеал бесконечного милосердия к ближнему? Где ещё есть такое же общество, которое строилось бы на столь гармоничных основаниях?

Более того, любое общество предлагает лишь формальное объединение людей по признаку общих взглядов или законов. Христианская Церковь говорит о единстве сущностном, об изменении самой сущности человека, о его преображении. Один древний святой сказал: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. В Церкви происходит то, что не может произойти более нигде – сущностное изменение человека. Об этом же мы читаем у апостола Павла, который называет Церковь Телом Христовым (1 Кор. 12: 27). Единство служения в Церкви связывается с тем, что каждый член Церкви служит Богу особым образом, а в целом таким образом созидается Тело Христово. Так что служение соединяет человека уже не просто с другими людьми (со-общниками), но и с самим Христом, а через Христа – с Богом.

Но как совместить такое высокое представление о Церкви с той исторической церковью, о которой Энгельс сказал, что изучение её истории быстрее всего делает из человека атеиста? Очень просто. Апостол Павел называл христиан святыми (напр. 1 Кол. 1: 2). А святой познаётся по своим добродетелям. Так и здесь: церковь часто наполнялась людьми, далёкими от святости, но только святые составляли и составляют Церковь. А кто такие святые? Мы знаем, что только Бог свят, люди же все грешны. Почему же апостол называет Церковь сообществом святых? Потому что святые стремятся жить в Боге, т.е. ставят себе евангельские идеалы. Те же, у кого иные идеалы, не может быть христианином, и потом не входит в церковное сообщество по существу, хотя бы и принадлежал к нему формально.

Евгений Мирошниченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий