Уже несколько дней в православном Интернете не
утихает возмущение по поводу высказывания президента Путина о теле Ленина в
мавзолее и святых мощах. И «рядовые» православные, и маститые церковные спикеры
возмущены очевидным кощунством: как можно приравнять мумифицированные останки
человека, виновного в сотнях тысяч смертей, и нетленные мощи подвижников?
Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Если мы внимательно прислушаемся к словам президента,
становится понятным, что их контекст несколько иной. Владимир Путин в своём
высказывании говорит скорее не о идентичности тела Ленина и мощей святых, а о
том, насколько последовательно и искусно большевики имитировали традиционные
религиозные формы, создавая свою квазирелигию.
— Основные постулаты коммунистической идеологии были
взяты из традиционных мировых религий… даже Кодекс строителей коммунизма – всё
оттуда взято, — говорит президент на встрече со своими доверенными лицами. Более
того, перейдя к сравнению с останками святых, Путин подчёркивает:
— Коммунисты и в этой части традицию перехватили,
но нам нужно вернуться к корням.
Архиерейский
Синод Русской Православной Церкви заграницей также отмечает
по этому поводу:
«Ожидая
нападки «коллег левых взглядов» и называя «кодекс строителя коммунизма», он
далее указал на то, что коммунисты немало заимствовали у «традиционных мировых
религий»: «оттуда взято» — «традицию перехватили», причем «грамотно, в
соответствии с потребностями того времени»… В сущности,
Президент обозначил воровство и обман,
которые соответствовали
подходу коммунистов к человеческой жизни».
Однако, и
представители Архиерейского Синода также это отмечают, основным, а для
православных людей — принципиальным недостатком речи Путина является отсутствие
им оценки подобной подмены. По существу,
президент совершенно верно отметил тенденцию, в соответствии с которой
большевики сознательно имитировали в своих действиях элементы, свойственные
мировым религиям, и в первую очередь, христианству.
Коммунистическая «религиозность», в подражание
истинной религиозности, формировала пантеон коммунистических «праведников» и
«мучеников» (Павлик Морозов, Павка Корчакин, полумифический Мальчиш-Кибальчиш),
занималась созданием «сакральных» мест и даже содержала попытки изменить
календарь и догматизировать марксистско-ленинско-сталинское учение.
Одновременно с убийствами духовенства, расстрелами
крестных ходов, кощунственным процессом «освидетельствования мощей», коммунисты
собирали митинги, мумифицировали мертвое тело Ленина. Известны примеры
проведения красных «пасх» и «рождеств». Красный угол с иконами в доме заменили
на «красный уголок» с портретами советских вождей. Из коммунистов, убитых во
время сопротивления народа распространению советской власти, постепенно
формировался институт коммунистических «мучеников» и «праведников», как
«вселенских» (Роза Люксембург, 26 бакинских коммисаров), так и «местно чтимых»,
(как И. Бабушкин).
Создавались сакральные места, будь то в Петрограде
или в Москве. Главной «святыней» коммунистов был мавзолей Ленина в Москве. Что
касается самого Ленина, многие исследователи отмечают, что он являлся своего
рода коммунистическим «богом-сыном», заменяя собой Христа. Таким образом, он
стал идолом в классическом понимании этого слова — существо, претендующее на
роль бога. Если Ленина не называли богом открыто, то формально наделили
божественными функциями: бессмертием («Ленин живее всех живых»), необходимостью
поклонения и т.д.
С этой точки зрения слова Путина абсолютно
верны — коммунисты действительно
копировали, притом не только традицию, а и догматические постулаты веры. Жаль только,
что президент не вспомнил о том, какой величайшей трагедией обернулось подобное
идолопоклонство не только для православных верующих, но и для тех, кто слепо
поверил в созданный большевиками миф.
Недавно мне
попался на глаза отрывок из письма одного советского солдата времён Великой
Отечественной, который, оказавшись в тылу, просил об отправке его на передовую:
«Нет сил дальше терпеть такое положение,
когда заставляют находиться за тысячи километров от так близкой к сердцу
великой битвы родной мне Красной Армии, в рядах которой я нахожусь третий год.
Я уверен и уверяю, что на любом месте в рядах действующей армии я могу быть
полезнее, чем здесь. А если эту пользу для Родины придется принести ценою жизни
— отдам ее без колебаний и смело».
Люди шли на
смерть с коммунистическими песнями, бросали родные дома, отправляясь на
коммунистические стройки, вешали над кроватями портрет Сталина вместо иконы.
Это глядя на их фанатичную и жертвенную веру, сегодняшние молодые коммунисты
начинают ностальгировать по Советскому Союзу. И в них при этом говорит патриотизм,
боль за страну, лёгкая зависть собственным дедам, которые пусть и жили тяжело,
но имели возможность любить Родину и не казаться при этом «белыми воронами». «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»,
— эта надпись была нацарапана на стене Брестской крепости.
Это мы —
сегодняшние — понимаем, что в этой чистоте и самопожертвовании людей была вовсе
не заслуга коммунистов. Это мы, особенно те, кому выпало счастье креститься
осознанно, знаем, что человеческое сердце с зароненной в него богоподобностью
не может не любить и не искать в жизни того, чему эту жизнь нужно будет
посвятить. Мы осознаём, что заложенную в природу человека религиозность
коммунисты украли, повернули на себя, взяв у своих соотечественников то лучшее,
что им не принадлежало — религиозное поклонение. Но наши деды, большинству из
которых с детства вдалбливали, что Бога нет, не могли этого знать.
Мы не знаем
теперь, сколько их было — молодых НКВДшников, мечтавших положить жизнь на
служение самой большой для них святыне — Родине. Идеологических работников,
партийных функционеров, политруков. Да, среди них, безусловно, были и подлецы.
Точно так же, как были и искренние романтики, желавшие погибнуть на страну и
народ в бою или в разведке…
А потом,
когда начались репрессии, под их каток попали, как водится, самые лучшие. Самые
честные, принципиальные и идейные — те, кто не желал участвовать в травле и
клевете, не желал прогибаться и участвовать в соглашательстве с ложью, не умели
льстить и не хотели расстреливать невинных. И кто, как правило, работал хорошо
и честно.
Как и
христианские мученики, они теряли свободу, здоровье, а зачастую — и жизнь. Но
помимо этого они теряли ещё главное содержание их жизни — веру. Веру то, что
составляло главный смысл и содержание их жизни, на что они положили лучшие
годы, чему беззаветно служили. Холодные и безликие идолы показали своё истинное
лицо. Своих служителей расстреливали и гноили в лагерях зачастую те же, кто ранее
внушал им, что именно эта служба является для них призванием и главной
жизненной задачей. Спрашивать за этот роковой обман было уже не с кого…
В
небезызвестном фильме Михалкова «Цитадель» эта трагедия отчасти показана в
одной пронзительной фразе: «Когда свои
же, Маруся, свои!!!». Наши мученики страдали за правду, за Христа, зная, на
что идут. Страдали от чужих. Эти люди, часто в жизни гнавшие Христа, страдали
за ложь — и от своих. Наши исповедники несли свой крест для торжества своей
веры. Наши гонители своими страданиями разрушали и подрывали свою веру. Не
просвящённые Христом, не имеющие дара различения добра и зла, они поверили
талантливой подмене, превратив в подмену всю свою жизнь. Страдания — в подмену
исповедничества. Человекоугодничество — в подмену служения. Трагическую смерть
— в подмену мученичества.
И потому,
сравнивая сегодня христианские святыни со «святынями» коммунистическими, мы
должны не забывать о той дорогой цене, которой стоила эта подмена, обличившая в
конце концов сама себя.
Ксения Кириллова
слова путина можно понять и в том контексте, что для воспитания в современных массах патриотического чувства (попытки чего последние 20 лет терпят фиаско, в виду отсутствия идеологии) нужно воспользоваться методами коммунистов - обратиться к корням, развернуть их в свою пользу.
ОтветитьУдалить