пятница, 31 августа 2012 г.

Что такое святость?



Святыми с глубокой древности называли людей особенных, «не от мира сего». Например, для людей «мира сего» первостепенный интерес представляют такие вещи, как материальное благополучие, слава, честь, даже семейные радости.


А святые полагают самое главное богатство в мире духовном, потому что знают истинную цену всем земным благам: они временны и ненадёжны. И не только полагают, но и живут в соответствии со своими идеалами.

Образ святого человека можно обнаружить в самых разных религиях: у буддистов, у иудеев, у мусульман, даже у древних греков. Так, например, славился в Древней Греции великий критский святой по имени Эпименид. Именно он повелел поставить в Афинах в знак очищения памятники Неведомому Богу, один из которых позднее увидел апостол Павел, направляясь на проповедь в Ареопаг. Люди верили, что святой – это тот, с кем говорит Бог, т.е. человек особенный. Человек, который и мыслит, и живёт свято, не так, как все.

А что же такое христианская святость? Чем отличается она от буддийской или древнегреческой святости? В своих посланиях апостол Павел называет христиан «обществом святых» (1 Кол. 1:2), тем самым совершая немыслимую вещь – распространяя сакральную исключительность, присущую только святым людям, на всех членов христианской церкви. Конечно, позднее, под влиянием обстоятельств, пришлось отказаться от такого подхода в учении о святости, но ощущение избранности и призванности всего христианского общества к святости осталось в церковном богословии навсегда. В этом, пожалуй, состоит основное отличие христианского понятия святости от всех иных. Если язычник может сказать, что он «не святой», и оправдать этим свои поступки, то христианин этого сделать не может, потому что настоящее христианство это и есть святость, и если человек отказывается от святости (по формуле: «я же не святой, зачем мне соблюдать то или иное правило духовной жизни?»), то фактически он отказывается от христианства. Именно это ощущение святости как цели жизни породило в эпоху отступления от первоначального понимания её сначала монашество, а потом юродство.

При этом едва ли святость отождествлялась подвижниками с безгрешностью. Ведь совершенно безгрешен только Бог, а человек, даже великой святости, не может жить и ни разу не согрешить. В этом смысле, мы имеем дело с самым настоящим парадоксом: святости невозможно достичь, но человек к ней призван. Сам Господь об этом говорит в таких словах: «Будьте совершенны так же, как совершенен ваш Отец Небесный». Таким образом, само стремление к святости могло стать поводом для апостола называть христиан «святыми». Именно поэтому Христова церковь – это не общество безгрешных людей (как это иногда видится тем, кто впервые встречается с христианами), но людей, желающих выздороветь от греха. Процесс же выздоровления часто зависит не только от врачей, но и от самого больного, от его усилий, от желания стать здоровым. Те, у кого самое большое желание, и выздоравливают быстрее, и даже становятся врачами для тех, кто ещё болен. Именно таких врачей (которые лечат нас своей жизнью, словами, делами) мы сегодня и называем святыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий