среда, 29 августа 2012 г.

Почему мы почитаем иконы?



Часто у людей неверующих (и также у протестантов) вызывает вопросы то благоговение, которое православные испытывают к иконам. Например, нас обвиняют в идолопоклонстве, что мы поклоняемся доске и краскам, т.е. творению рук человеческих.

Протестанты ещё добавляют, что такого рода поклонение запретил Сам Господь, дав заповедь не творить себе кумира и не поклоняться ему. Что касается последнего упрека, то тут можно ответить, что Господь нигде не запрещает изображать Его Самого, но только запрещает «творить кумиров», т.е. делать изображения языческих богов, и поклоняться этим кумирам (см.
Исход 20:4).

Когда-то, 1200 лет назад, Церковь уже пережила мощную волну иконоборчества, и сумела не только оправдать иконопочитание, но и сформулировать богословие иконы, ответить на вопрос о смысле поклонения иконам и о том, что такое икона. Первым и главным вопросом был вопрос о том, можно ли вообще изобразить Бога на иконе. После многих рассуждений святые отцы пришли к выводу, что можно: потому что Иисус Христос, Сын Божий, явил Бога Отца людям («Бога никто никогда не видел, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Тот явил» (Ин. 1:18)). Второй вопрос был гораздо сложнее: можно ли почитать иконы. Для ответа на этот вопрос требовалось понять, а что вообще такое есть икона?

Икона отличается от простой картины. С греческого слово «икона» можно перевести как «образ», «изображение», т.е. нечто, отсылающее к первообразу. Значит, икона значима не сама по себе (как картина), но как то, что указует нам на того, кто на этой иконе изображён. Именно эту мысль выразил автор книг, подписанных именем св. Дионисия Ареопагита, в словах: «Созерцая образ, мы восходим умом к первообразу». Таким образом, по меткому выражению отца Павла Флоренского, икона оказывается своеобразным окошком в духовный мир: она начинается в мире материальном, но открывает для нашего ума мир духовный, помогая увидеть его яснее и чётче.

Итак, почитая икону, мы почитаем не то, с помощью чего изображён Бог или святой, но тот образ, который возводит наш ум к первообразу. Почитая образ, мы таким образом чтим и первообраз. Так, например, мы чтим фотографию возлюбленной: не саму фотобумагу и химию фотографии, но того, кто с помощью этой химии изображён на бумаге.

Для того чтобы почитание Бога и почитание Его изображения не смешалось и не привело к настоящему идолопоклонству (а собственно такое смешение и стало поводом для гонений на иконы), святые отцы ввели специальную терминологию. Они разделили поклонение на два вида: служебное и почитательное (латрея и проскинесис). Первое может быть воздаваемо только Богу, второе же – тому, что напоминает нам о Боге или связано с Ним: святым людям, местам, мощам, иконам. Этой теме специально посвящает трактат самый известный защитник иконопочитания преп. Иоанн Дамаскин. Его рассуждения легли в основание решений Седьмого Вселенского Собора и церковного учения о святых иконах.

Таким образом, мы почитаем иконы как изображения нашей веры. «Богословием в красках» назвал иконы князь Евгений Трубецкой. Икона, написанная в соответствии с каноном, выражает нашу веру и помогает нам верить и молиться Богу и Его святым.

Евгений Мирошниченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий