20 мая 2012 года состоялось самое яркое
приключение этой весны – историческая ролевая игра, организованная Знаменским
молодежным клубом. Игра было посвящена одному из самых драматических и
таинственных эпизодов русской истории – крещению Новгорода и стала продолжением
первой игры «Крещение Киева», прошедшей 2 года назад.
Предыстория: Лето 6498-е от сотворения мира. Князь Владимир выбирает Христианство в качестве государственной религии Руси. Население Киева принимает крещение. Через 2 года воевода Добрыня с епископом приезжают в Великий Новгород. Формально Новгород входит в состав Киевской Руси, но фактически остается полунезависимым городом, тяготящимся своей подчиненностью Киеву. Право принимать важные решения в Новгороде принадлежат не княжескому наместнику, а вече - общему собранию всех свободных граждан Новгорода. На Добрыню и епископа возложена сложная задача - убедить язычников-новгородцев принять Христианство.
Рассказывает организатор игры Алексей
Широких:
«Классическая
ролевая игра - не театральная постановка, а гораздо более интересное
драматическое событие, предполагающее широкую свободу действий для участников.
Участники нашей игры должны были свободно импровизировать в рамках выбранных
ролей, и сами могли определять направление и исход игры. Поэтому мы пытались «влезть
в шкуру» жителей Новгорода той эпохи: не просто поиграть, а пережить события
прошлого изнутри. Для этого участники
игры изучали исторические материалы, отыгрывали возможные бытовые ситуации,
учились этикету того времени. Будущий епископ и миссионеры продумывают доводы
об истинности Православия. По правилам игры Новгород может остаться и языческим
городом, если их аргументы не подействуют на суровые сердца новгородцев.
В ролевом
действии приняло участие около 30 человек: посадник, воевода, 5 бояр и боярынь,
4 дружинников, 5 купцов, 6 простолюдинов, 3 или четыре служителя языческого
культа, 1 монахиня, 1 епископ, 2 члена семьи воеводы Добрыни, 1 травница.
Во
время подготовки сюжетных линий разгорелись горячие споры о человеческих
жертвоприношениях у славян. Было
высказано предположение, что через жертву наши предки отправляли вестников к
богам, чтобы они предупредили последних о постигших народ бедствиях и «попросили
оперативно вмешаться». Однако, рассказ Нестора Летописца о принявших
мученическую смерть варяге Феодоре и его сыне Иоанне (память 12 июля) не
подтверждал эту гипотезу. Кроме того, у соседствующих народов (например, у
скандинавов) в жертву людей приносили ради умилостивления богов и потому мы не
стали романтизировать славянское язычество, позволив языческой партии принести
положенные жертвы.
Собственно
с этого и началась игра – верховный Волхв объявил о гневе Перуна и призвал
новгородцев умилостивить его кровавыми жертвами, что и было исполнено. После
массовых человеческих жертвоприношений в Новгород приезжает воевода Добрыня,
чтобы объявить волю князя Владимира. К нему присоединяется епископ со своими
людьми. Их задача обратить язычников-новгородцев в Христианство.
В это
время в Новгороде идет непрекращающаяся ярмарка. Купцы торгуют мехами, парчой и
шелками, фарфором и серебром, рыбой и хлебом, и, конечно же, квасом и
мед-пивом!
По случаю приезда Добрыни созывается вече. Именно вече – собрание
всех свободных граждан является главным источником власти в Новгороде. На вече
воеводе Добрыни противостоят посадник Угоняй и Волхв Велемир. Особенно принятию
новой веры противятся языческие жрицы. Они пытаются волхованиями причинить зло
православным христианам.
Вече созывается второй раз.
Епископ спорит с верховным Волхвом. Его доводы сильны, убедительны, однако этого
недостаточно. Язычники апеллируют к «суду богов» - старинной практике решения
спорных вопросов через поединок. Кто победит, на той стороне и правда.
Православный воин, благословившись у епископа, вступает в смертельную
схватку с лютым язычником и побеждает!
Новгородцы готовы принять
крещение, но языческая партия, возглавляемая посадником Угоняем, поднимает
бунт, который вскоре подавляется. Теперь нет никаких препятствий к крещению для
жителей Новгорода.
В завершении, богатейший
новгородский купец Василий Буслаев созывает всех на пир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий