четверг, 31 мая 2012 г.

Крещение Новгорода

20 мая 2012 года состоялось самое яркое приключение этой весны – историческая ролевая игра, организованная Знаменским молодежным клубом. Игра было посвящена одному из самых драматических и таинственных эпизодов русской истории – крещению Новгорода и стала продолжением первой игры «Крещение Киева», прошедшей 2 года назад.



Предыстория: Лето 6498-е от сотворения мира. Князь Владимир выбирает Христианство в качестве государственной религии Руси. Население Киева принимает крещение. Через 2 года воевода Добрыня с епископом приезжают в Великий Новгород.  Формально Новгород входит в состав Киевской Руси, но фактически остается полунезависимым  городом, тяготящимся своей подчиненностью Киеву. Право принимать важные решения в Новгороде принадлежат не княжескому наместнику, а вече -  общему собранию всех свободных граждан Новгорода. На Добрыню и епископа возложена сложная задача - убедить язычников-новгородцев принять Христианство.

Рассказывает организатор игры Алексей Широких:

«Классическая ролевая игра - не театральная постановка, а гораздо более интересное драматическое событие, предполагающее широкую свободу действий для участников. Участники нашей игры должны были свободно импровизировать в рамках выбранных ролей, и сами могли определять направление и исход игры. Поэтому мы пытались «влезть в шкуру» жителей Новгорода той эпохи: не просто поиграть, а пережить события прошлого изнутри.  Для этого участники игры изучали исторические материалы, отыгрывали возможные бытовые ситуации, учились этикету того времени. Будущий епископ и миссионеры продумывают доводы об истинности Православия. По правилам игры Новгород может остаться и языческим городом, если их аргументы не подействуют на суровые сердца новгородцев.

В ролевом действии приняло участие около 30 человек: посадник, воевода, 5 бояр и боярынь, 4 дружинников, 5 купцов, 6 простолюдинов, 3 или четыре служителя языческого культа, 1 монахиня, 1 епископ, 2 члена семьи воеводы Добрыни, 1 травница.

Во время подготовки сюжетных линий разгорелись горячие споры о человеческих жертвоприношениях у славян.  Было высказано предположение, что через жертву наши предки отправляли вестников к богам, чтобы они предупредили последних о постигших народ бедствиях и «попросили оперативно вмешаться». Однако, рассказ Нестора Летописца о принявших мученическую смерть варяге Феодоре и его сыне Иоанне (память 12 июля) не подтверждал эту гипотезу. Кроме того, у соседствующих народов (например, у скандинавов) в жертву людей приносили ради умилостивления богов и потому мы не стали романтизировать славянское язычество, позволив языческой партии принести положенные жертвы.

Собственно с этого и началась игра – верховный Волхв объявил о гневе Перуна и призвал новгородцев умилостивить его кровавыми жертвами, что и было исполнено. После массовых человеческих жертвоприношений в Новгород приезжает воевода Добрыня, чтобы объявить волю князя Владимира. К нему присоединяется епископ со своими людьми. Их задача обратить язычников-новгородцев в Христианство.

В это время в Новгороде идет непрекращающаяся ярмарка. Купцы торгуют мехами, парчой и шелками, фарфором и серебром, рыбой и хлебом, и, конечно же, квасом и мед-пивом! 

По случаю приезда Добрыни созывается вече. Именно вече – собрание всех свободных граждан является главным источником власти в Новгороде. На вече воеводе Добрыни противостоят посадник Угоняй и Волхв Велемир. Особенно принятию новой веры противятся языческие жрицы. Они пытаются волхованиями причинить зло православным христианам.

Вече созывается второй раз. 

Епископ спорит с верховным Волхвом. Его доводы сильны, убедительны, однако этого недостаточно. Язычники апеллируют к «суду богов» - старинной практике решения спорных вопросов через поединок. Кто победит, на той стороне и правда. Православный воин, благословившись у епископа, вступает в смертельную схватку с лютым язычником и побеждает!

Новгородцы готовы принять крещение, но языческая партия, возглавляемая посадником Угоняем, поднимает бунт, который вскоре подавляется. Теперь нет никаких препятствий к крещению для жителей Новгорода.

В завершении, богатейший новгородский купец Василий Буслаев созывает всех на пир. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий