среда, 20 июня 2012 г.

Зашиверское чудо

Об истории заполярного Зашиверска, построенного русскими первопроходцами на Индигирке в 1639 году и через 250 лет полностью вымершего от эпидемии черной оспы. О чудом сохранившейся зашиверской деревянной Спасской церкви и двух экспедициях на Индигирку (1969,1971 гг).
Николай Журин - профессор и проректор НГАХА (участник экспедиции 1969 года под руководством академика Окладникова)
Анатолий Деревянко - академик, директор Института археологии и этнографии СО РАН (руководитель экспедиции 1971 г.)

ОТ АВТОРА: Кто не знает о Мангазее – старинном русском городе на краю света? И кто слышал о Зашиверске – о столь же старинном и тоже заполярном русском городе, заброшенном еще дальше на Восток, в бескрайние просторы сибирской тайги и тундры. Городе, забытом почти на 100 лет…

17 столетие - героический век, когда с небывалым в истории размахом шло освоение Крайнего Севера… Отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались от русского Поморья, Урала к Тихому океану – навстречу солнцу. Освоение русскими необжитых территорий Сибири было поразительно быстрым. Уже в 30х гг 17 века они построили острожки на реках Лене, Алдане и Вилюе. За Алданом, на Северо-Востоке высился Верхоянский хребет. А за ним неведомая страна – Юкагирская землица.

В 1633 году Илья Перфильев со товарищи, охотными людьми, спустился вниз по Лене и прошел морем в новое место – на Яну-реку. Его товарищ Иван Ребров продолжал плаванье по морю на новую сторону – Индигирку-реку. Вернувшись в Якутск из похода он писал: «А преж меня на тех тяжелых службах – на Яне и на Собачьей Индигирке-реке не бывал еще никто.»

В 1639 году ниже знаменитых индигирских порогов (шивер) Постник Иванов построил зимовье, позднее превратившееся в острог и получившее название За-шиверск. С годами Зашивеский острог становился все многолюднее и оживленнее. Здесь останавливались отряды казаков, получали снаряжение, продовольствие, боеприпасы. Отсюда они – Семен Дежнев, Михаил Стадухин, Селиванко Харитонов – отправлялись дальше: осваивать новые земли. Позднее через Зашиверск проходили отряды исследователей – Мерка, Врангеля, Сарычева.

В 1700 году в крепости была сооружена деревянная церковь. По преданию строитель ее – зашиверский мещанин Михаил Хабаров. Местное население крестилось охотно. В начале 19 века приход зашивеской церкви насчитывал более двух с половиной тысяч новокрещенных, практически все  – аборигенное население причта.

Зашиверск, основанный казаками на далекой Индигиркев 1639 году, просуществовал всего 250 лет, пережив стадии своего развития от простого зимовья и острога до штатного города. Периодически повторяющиеся эпидемии черной оспы уничтожили почти все его население. В 1883 году город покинули последние жители….

НИКОЛАЙ ЖУРИН: Малюсенькие фотографии, выполненные в 30-х годах летчиками полярной авиации, которые видели сверху эту церковь… Там и населенных мест-то вокруг никаких нет. Совершенно дикий лунный ландшафт и вот этот оазис… И спрашивали у Алексея Павловича Окладникова – что это такое, что за церковь? Окладников был человеком совершенно зажигающимся на такие вещи. Он откликнулся, собрал удивительную экспедицию, куда были включены историки, археологи, и конечно, архитекторы. Это были крупные имена – Ащепков, Маковецкий, Баландин. И я, тогда еще очень молодой аспирант. Мне было 23 года.

Мы добирались туда очень долго. Вот это ощущение подхода к памятнику очень важно… Ощущение – насколько это далеко! Ты чувствуешь, представляешь, насколько люди,  были движимы идеей освоения новых земель – ведь они прошли весь этот путь по воде и ногами, они доставляли туда эти бревна. Вот тогда только можно осознать все величие этой маленькой церкви.

Первое впечатление по прилету. Мы долго летели над каким-то лунным ландшафтом: круглые озерца, совершенное безмолвие, камень – что-то совершенно неземное. И вдруг, когда стали заходить на посадку (день был серый хмурый), мы увидели настоящий оазис –гора, река, огибающая это реку, и… маленькая церковь.  Удивительное ощущение. И когда вертолет стал садиться, я помню, оператор Олег Максимов, все кричал: "Траву не мните, цветы не мните!" Чтобы все это первородное осталось. Вертолет улетел, а мы остались…

Конечно, мне приходилось видеть и другие сибирские церкви – в Илимске, в зоне затопления, деревянные церкви европейской России. Здесь, на Индигирке, все как-то сошлось вместе. Удивительно, и сама церковь, и традиции деревянного строительства были перенесены на совершенно немыслимые расстояния, туда, где и леса-то никакого не было… они же по воде все это сюда доставляли, и делали все так, как они, придя сюда с русского Севера, умели. Самое удивительное, что эта церковь простояла как «законсервированная», со всеми своими конструкциями, устройством кровли, повалами и другими средствами борьбы со снегом, дождем… Она простояла. И все конструкции эти, все идеи деревянного зодчества, они сработали, они её защитили. Это очень важная часть этого своеобразного эксперимента с деревянной постройкой в совершенно экстремальных условиях…

ОТ АВТОРА: Редкие упоминания в летописях и более поздних документах, отрывочные сведения в отчетах путешественников, уникальные фотографии 30-х гг и рассказы летчиков подтвердились. Экспедиция 1969 года под руководством академика Окладникова убедилась, что Спасская церковь в исчезнувшем не только с лица земли, но и из памяти людской Зашиверске, сохранилась. Тогда же, в 1969, были найдены колокола. Одни, 17 века, обнаружили на складе металлолома с. Чикурдах. Другой, середины 18 века, служил водникам с. Дружина для оповещения начала рабочего дня. Учитывая ценность останков колокольни, служившей также проходной башней острога, а также угрозу полного разрушения, было принято решение немедленно перевезти колокольню в Новосибирск.

НИКОЛАЙ ЖУРИН: Колоколенку, а вернее то, что от нее осталось. Это действительно уже никак бы не устояло. Если на фотографиях 30-х годов еще что-то было, то в конце 60-х это уже полуразрушенный сруб.

ОТ АВТОРА: Теперь предстояло перевезти и саму церковь. А также провести более детальные археологические исследования территории Зашиверска. Руководителем второй экспедиции на Индигирку в 1971 году стал Анатолий Деревянко.

АТАНОЛИЙ ДЕРЕВЯНКО: Разборка строения –это тяжелейшая физическая работа. Лиственничные бревна весом по 300-400 кг… Тундра в это время уже растаяла, но под 30-40 см ледяной жижи – вечная мерзлота. Абсолютно все работы – вручную. Самая сложная проблема – разобрать шатер – купол зашиверской церкви. И тут помог совершенно фантастический случай: к нам прилетели вертолетчики. Они, пролетая мимо, увидели наш лагерь и приземлились. Мы разговорились, поделились нашими проблемами, а пилоты говорят: "Так давайте снимем вертолетом". Я заинтересовался этой идеей. Подсчитали вес, конечно, Ми-8 должен был легко поднять эту удивительную ажурную конструкцию с куполом и крестом.

Фантастический профессионализм экипажа! Они зависли чуть выше креста, вся конструкция дрожала от ветра. Закрепили фалы, вертолет начал подниматься, но тут один фал зацепился за доску. Все накренилось. Это было мгновение, но как тогда сердце упало – до сих пор помню. Тут же все выровнялось, и через 10 секунд шатер с луковицей опустился к нам "в руки"…

До сих пор я очень благодарен этому экипажу. Оказалось, что они работали с какой-то экспедицией. И один молодой ученый из Якутского научного центра сфотографировал весь этот процесс. Фотография была опубликована в местной прессе, и каким-то образом все это дошло до Москвы, Аэрофлота. И был большой скандал – нарушение техники безопасности, работы без разрешения и т.д. Командира экипажа даже хотели лишить права полетов. Пришлось нам обращаться к Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву (президент СО АН СССР) с просьбой написать письмо руководству Аэрофлота. Письмо это сыграло свою роль: вместо освобождения от работы командиру экипажа была объявлена благодарность.

Это чудо великое, что церковь, простояв заброшенной более 100 лет, сохранилась. Это уважение к памятнику тех людей, что бывали здесь, что никто ее не тронул и не случилось беды. Благодаря доброй воле якутского руководства она была спасена. И сегодня экспонируется на территории нашего музея.

ОТ АВТОРА: В 1971 году деревянная церковь с берегов Индигирки переехала под Новосибирск, где по инициативе академика Окладникова создавался историко-архитектурный музей под открытым небом.

История самого музея непроста. В 70-х годах было задумано, что здесь, под новосибирским Академгородком со временем соберется коллекция шедевров деревянного зодчества Сибири. Однако с созданием музея возникло немало проблем, количество которых в смутных 90-х только увеличилось.

АНАТОЛИЙ ДЕРЕВЯНКО: Достаточно много объектов, которые совершенно никак централизованно не финансируются уже лет 15. Реставрационные работы, работы по консервации, которые мы ведем очень небольшие и связано это с финансовыми трудностями.

АНДРЕЙ БОРОДОВСКИЙ: Деревянное сооружение живое. Через определенный период времени нужно менять конструкции, в частности кровлю, заново конопатить участки стен. И сейчас самое главное – сохранить этот объект в том виде, в том состоянии, в каком он был перемещен сюда, в Новосибирск. Требуются источники финансирования для продолжения реставрации, восстановление иконостаса, интерьера, доведение церкви до ее изначального вида, какой она была 300 лет назад, на момент постройки.

НАТАЛЬЯ ДЕМЕНЬЕВА: Мы с вами знаем, что это «рукотворная» проблема. Свозились церкви и в Ленинградской области в музей деревянного зодчества, и в Новгородской области (музей Виталицы). Есть замечательный иркутский комплекс Тальцы. Это было веяние времени. Вот сегодня я бы не стала дальше заниматься этим – все-таки памятник должен стоять на своем месте, а здесь, раз уж все это произошло, и в память о моем учителе А.П. Окладникове, я думаю, что Академгородок, при хорошем маркетинге и менеджменте, должен найти этому музею под открытым небом другую жизнь.

ОТ АВТОРА: В планы Министерства культуры РФ финансирование музея под открытым небом не входит. Бремя заботы о сохранении уникальных 300-летних памятников истории и архитектуры, аналогов которым нет на всем пространстве от Урала до Тихого океана, взвалило на себя СО РАН. Бремя тяжелое и, по нынешним временам, практически непосильное.

Впервые изученные индигиркской экспедицией 1969 года зашиверские памятники являются подлинными шедеврами русского деревянного зодчества, свидетельствующими о высокой строительной и художественной культуре старожилов Сибири.

Конструктивные приемы и декоративные элементы, сложившиеся на русском Севере, были перенесены в условия сибирского Заполярья. Стройные, изысканные по своим пропорциям сооружения более 250 лет простояли на диких берегах Индигирки. И время пощадило их. 30 лет назад памятники переехали под Академгородок. Пощадит ли их время сегодня и будет ли для наших потомков маленькая деревянная Спасская церковь уникальной живой иллюстрацией удивительной и печальной истории заполярного Зашиверска.


Благодарим Институт Археологии и Этнографии 
СОРАН за предоставленные материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий